Она отсутствует.

На этом моменте можно было прекратить попытки написать какие-то подробности по этой проблеме, но упрямый характер и писательское настроение не дают покоя рукам.

Первое, что я слышал от клиентов банка во время консультации по вопросам размещения средств не только в классические депозиты — ностальгия по 90-ым. Клиента просто прорывало на этом моменте — он вспоминал обман государства, обман Сберегательного банка, пару фамилий главных мошенников и воров, но при этом он даже не пытался оправдать свои действия в то время. Здесь со мной могут заочно поругаться люди, но всё же: на тот момент было видно к чему идет государство и что может грозить накоплениям граждан. И были возможности по размещению своих денежных яиц в разные корзины. Но нет. Русский авось выиграл ту битву, а пострадал ни о чем не подозревающий семейный бюджет.

О финансовой грамотности

Второе, это знания. А вернее, их отсутствие. Человек, получивший в наследство или по иным (не)случайным причинам определенную сумму, спешит их спрятать ото всех в домашней библиотек среди томиков Чехов и Донцовой (да простят меня ценители классики). Либо по протоптанной схеме положить на вклад. Да, они знают про низкий процент. Да, надо искать надежный банк. Да, им надо сохранить. И с обратной стороны: им не нужно знать про другие способы вложений (потому что они ненадежные), их пугают термины ПИФ и структурная нота (потому что сложно), их жизнь настолько непредсказуема, что деньги могут потребоваться в любой момент. Лично я знаю только одну причину, когда клиент забирал деньги в такой ситуации. Эта ситуация называется «В другом банке ставка выше на 0.25% и мне всё равно, что я теряю сейчас проценты».

Третье, это лень. Закатанные кверху глаза — первый признак того, как тяжело клиенту что-нибудь изучить по теме финансовой грамотности и инструментов вложений. Клиенту лень доехать на своем автомобиле до банка, клиенту лень ответить на вопросы менеджера по телефону, клиенту лень зайти в Интернет и почитать что-нибудь по теме финансов и экономики… О, котенок ест вкусняшку!…

Не скажу, что все клиенты такие. И таких клиентов становится меньше. И это хорошо в первую очередь для банков. Почему? Да потому что посмотрите отзывы: везде пишут про неграмотных менеджеров и втюхивателей страховки. Как избежать такого? Читать. Больше РБК, например, меньше МДК, например.

И начинать учиться никогда не поздно. Поздно писать негативные отзывы и закатывать глаза, обвиняя во всех бедах банк и собственную безграмотность.